Вечер, посвящённый юбилею Марка Бернеса
«Ведь это я пришел издалека…»
На сцене 2 ведущих. Звучит мелодия песни Марка Бернеса «В жизни так случается».
-
В жизни очень часто так случается,
По весне, когда растает снег, -
На пути на жизненном встречается
С человеком человек.
-
Он хорошим парнем называется,
Ей такого не сыскать вовек. -
Почему смущённо улыбается
Человеку человек?
На экране улыбающийся Марк Бернес. Тихонько звучит песня «Я люблю тебя, жизнь».
-
Его легендарная, обаятельная улыбка… Голос — притягивающий, обволакивающий теплом, заряжающий бодростью и такой родной с детства! Песни, где каждое слово спето с тем особым смысловым оттенком, за которым реальное событие или история, душевное состояние…
- Марк Наумович Бернес… Каким он был человеком?
-
Был ли он счастлив? Одна из кинозвезд сказала: «Что там говорить! Несчастный был человек! Прожил всего пятьдесят восемь лет — возраст мудрости, расцвета творчества. И так мало сыграл главных ролей! А в последнее время — после тонких, глубоких эпизодических ролей — был фактически отстранен от кинематографа». А ведь каждое свое выступление перед публикой (наверное, так это болело в нем) он начинал со слов: «Я прежде всего являюсь актером кино!»
-
«Все же он был счастливый человек, — утверждает другой современник. — Ведь он, Бернес, нашел — Песню! И в трудную для себя пору создал свой второй, новый творческий мир».
Человек, который до последней минуты не потерял себя как творческую личность, конечно же счастлив!
Громче продолжает звучать песня. На экране мелькают кадры из жизни Марка Бернеса.
-
«Вновь, пластинка, кружись,
Настоящее прошлым наполни.
Он любил тебя, жизнь.
Ты люби его тоже и помни». -
8 октября исполнилось 105 лет со дня рождения Марка Бернеса. Марк Наумович Бернес (настоящая фамилия — Нейман) родился в 1911 году в городе Нежин (ныне райцентр в Черниговской области Украины). Его отец Наум Самойлович был служащим в артели по сбору утильсырья, мать Фаня Филипповна — домохозяйкой. В 1916 году, когда Марку было пять лет, семья переехала в Харьков.
-
В 15 лет Марк впервые побывал в театре, и с тех пор единственным его желанием было — стать артистом. Марк нанялся в бригаду расклейщиков афиш, хоть как-то, но это все же приближало его к театру. Вскоре он начал работать зазывалой — с афишей на груди он приглашал прохожих на улице посетить спектакль. Марк так старался, что на него обратил внимание староста театральных статистов. И вот Марк Бернес уже работает в театральной массовке. Ему дали одну из бессловесных ролей — кельнера в спектакле Театра музкомедии «Мадам Помпадур». Так началась его актерская карьера.
-
Родители Бернеса не одобряли эту страсть к театру, они хотели, чтобы сын учился в торгово-промышленном училище. Но в 17 лет Марк сбежал из дома, сел в поезд и уехал в Москву. Ночевал Бернес на Курском вокзале, а днем ходил по столичным театрам, искал любую работу. Его приняли одновременно в массовку Малого театра и в массовку Большого театра. И несколько месяцев он работал в массовках сразу в двух театрах.В 1930 году в Московский театр комедии — так тогда назывался театр бывший Корша, позже — филиал Московского Художественного театра, в Петровском переулке, пришел совсем юный Марк Бернес. Было ему около двадцати лет.Жаждущий работать и работать, Марк Бернес буквально жил в театре и театром. Он бывал там и не будучи занятым на репетициях или в спектакле. Его всегда интересовал сам репетиционный процесс, работа режиссера с актерами.
-
Заберется в самый дальний угол зрительного зала или на балкон и оттуда наблюдает за работой артистов на сцене, а затем, подойдя к товарищу после репетиции, беседует о виденном. Необычайная жажда у него была узнать, расспросить у старшего товарища, чтобы тот объяснил какое-то непонятное для Марка место в тексте…
-
Из воспоминаний Алексея Каплера: Он не был тогда знаменит, ни даже известен — молодой актер Марк Бернес.
Он не снялся еще у Юткевича ни в «Шахтерах», ни в «Человеке с ружьем», не появился еще на экране Костя Жигулев, не спел еще «За далекою Нарвской заставой». Был молодой артист, веселый человек, которому доставляло великое удовольствие шутить, рассказывать всякие байки, смешить друзей.Был молодой человек, все богатство которого заключалось в необыкновенно обаятельной улыбке. Впрочем, это было не так уж мало, улыбка очень облегчала его жизнь. Во всяком случае, когда он обращался к особе «слабого пола».
Разница в возрасте — я был старше Бернеса на шесть лет — совершенно не мешала нам подружиться: я не чувствовал себя более солидным, чем Марк, а он не считал себя менее взрослым — нас объединяла какая-то безудержная, бездумная, говоря по правде, веселость, любовь к шуткам.
Вечно мы кого-нибудь разыгрывали, дурачились, а если видели что-нибудь смешное, то смеялись так, что нас невозможно было остановить.
И потом, через много времени, стоило одному из нас напомнить словечко или какой-нибудь жест — и мы снова начинали хохотать.
Вероятно, в такой форме у нас выражалась наша молодость, наша «радость жизни».
-
С 1935 года снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и «Шахтёры», 1937) последовали заметные работы в фильмах «Человек с ружьём» (1938), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актёра отличалась обаянием и мягким юмором.
-
Большую популярность Марку Бернесу принесли роли в лентах о Великой Отечественной войне. В фильме «Два бойца» он с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова).
В исполнении Марка Бернеса звучит песня «Тёмная ночь». Как бы в продолжение звучит инсценировка песни в исполнении участников художественной самодеятельности.
Чтец: Марку Бернесу.
Бойцы в руках сжимали автоматы,
В окопах мерзлых среди тополей,
Над головами слышались раскаты,
Дождями лились слезы матерей.
И всех просторов, нам не счесть бескрайних,
Над ними полыхали небеса,
Слова звучали нежно, но прощально,
Остановилось время на часах.
И вслед глядел он журавлям усталым,
Да на себя просил в тот миг огня,
Увидел все, в каком-то свете алом,
Он прожил честно нашу жизнь любя.
Но только жаль, что этот миг растаял,
Да растворился как небытие,
Он уходил, земное оставляя,
Но все, же благодарствуя судьбе…
Бойцы в руках сжимали автоматы,
Нам не забыть далеких грозных дней
И дух солдат. Была, ведь, дружба свята,
А он остался в памяти людей…
Автор Геннадий Сивак.
6 ноября 2013 года.
Танцевальная композиция на песню «Журавли».
-
По замыслу автора стихотворения Расула Гамзатова «Журавли» посвящались джигитам, которые после смерти превращались в гордых красивых птиц. Но Бернес предложил Гамзатову немного изменить текст, и в результате «Журавли» стали песней-плачем о погибших солдатах. Чтобы записать «Журавлей», уже не встававший с кровати Бернес поднялся, зная, что идет на свою последнюю в жизни запись. Вернувшись, сказал жене: «Кажется, хорошо…». Так уж распорядилась судьба – «Журавли» взлетели после смерти певца, и ему было не дано порадоваться популярности своего последнего творения. Но он предугадывал успех песни, придавал ей огромное значение, и назвал ее, единственную новую, среди песен, которые потом звучали на гражданской панихиде по нему.
-
А первый публичный концерт Марка Бернеса как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х гг., сперва на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др. Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии. А об успехе и «Журавлей», и каждой его песни хочется сказать словами Людмилы Гурченко:
«Кто ещё так чувствовал свой репертуар? Кто ещё так мог найти свою песню? Он носился с темой песни, мучился ею, мучил композитора, поэта, себя… И песня обязательно становилась популярной. Это был могучий певец с тихим голосом».
Чтец:
Мне слышится песня Бернеса,
Мне видится издалека:
Стоит он спокойный, белесый,
Уже постаревший слегка.
Поет, перед публикой стоя,
Отнюдь не во фрак разодет.
Лицо его — очень простое.
А голоса, собственно, нет.
Но тут совершается чудо,
И песня тревожит сердца,
А это не так-то уж худо
Для каждого в мире певца.
Да, слышал певцов я немало,
У них голоса хороши.
Но им иногда не хватало
Вот этой вот самой… души.
За яркой эстрадною кромкой,
Верхов не беря, не звеня,
Звучит этот голос негромкий,
Ведя и волнуя меня.
Мне юность прошедшую видно.
В полнеба играет гроза.
И, знаешь, нисколько не стыдно,
Что вдруг повлажнели глаза. (Константин Ваншенкин)
-
Когда он исполнял свою коронную песню «Шаланды, полные кефали», публика была уверена в том, что так проникновенно петь об Одессе может лишь тот, кто родился в этом прекрасном городе. После «Двух бойцов» Бернесу не верили, когда на встречах со зрителями он говорил, что в Одессе вообще никогда не бывал.
-
Между прочим, артист стал первым, кто рассказывал с эстрады о том, как создавались его фильмы, и о своей жизни.
На экране кадры из фильма «ДВА БОЙЦА»( режиссёр Леонид Луков, 1943 год), где звучит песня Марка Бернеса «Шаланды, полные кефали».
-
Содержательность, простота, душевность – вот что отличало его репертуар. Пел он по-домашнему, тепло, пел не голосом, а сердцем. Сердцем, которому пришлось многое перенести.
-
Популярного артиста сопровождали не только аплодисменты. В жизни Бернеса хватало всего – и личных утрат, и козней завистников. Чего стоила одна травля певца, развёрнутая осенью 1958 года после статьи в центральной партийной газете под заголовком «Искоренить пошлость в музыке», в которой, например, песня «Шаланды» объявлялась образцом «воровской романтики».
-
А вот как отзывались о Марке Бернесе поэты, композиторы, актёры кино и эстрады.
По очереди ведущие зачитывают фразы известных людей.
Константин Ваншенкин (поэт):
«Его репертуар безупречен. У него, как ни у кого, было развито чувство отбора. Я даже не верил, что это осуществимо, чтобы он спел мою песню».
• Андрей Эшпай (композитор):
«Марк Бернес — артист, которому выпало большое счастье: в самое трудное время нашей Родины он стал для советских людей… частью жизни каждого, частью их горя и надежд. Своей правдивой интонацией он захватил нас и заставил каждого уйти в свой мир, взглянуть на него возвышенно…»
«Только большой мастер, настоящий художник может в пике своего творчества прийти к простоте. Простота — это высшая печать умения и таланта. Самое трудное — достичь этих вершин, достичь такой простоты. Чем художник ближе к истине, к правде, тем крупнее его талант», — так писал о Марке Бернесе Андрей Эшпай.
• Эдуард Колмановский (композитор):
«Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни. Да, он придумывал тему, выражая её в совершенно определенной строке, например: «Американцы, где ваш призедент?». Если поэт приносил не то, он тут же ругал стихи, и всегда был убедителен. Ему очень верилось. Он как-то умел предугадать успех песни. Мы сделали с ним двенадцать песен. Иногда он приходил и говорил: «Это место надо изменить», делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко….каждую песню пел как уникальную и последнюю….Страстно, одержимо любил музыку. Каждая новая удачная песня приводила его в восторг, превращалась в настоящий праздник, становилась смыслом жизни».
• Ян Френкель(композитор):
«Никогда Бернес не ставил себя в зависимость от публики, не старался предугадать, чего слушатель хочет, на что скорее согласится «клюнуть». Совсем наоборот! Он предлагал слушателю то, что считал нужным сам, и — удивительное дело — у всех в зале тут же возникало ощущение, что именно это они и мечтали услышать… С его уходом ушел целый жанр. Второго Бернеса не будет».
• Владимир Высоцкий (поэт, актер, бард):
«То, что он делал на сцене, приближается к идеалу, о котором я мечтаю, как об идеале исполнительском»
• Леонид Усач (заслуженный артист России):
«Успех у Бернеса был ошеломляющим. Если говорить о певцах, то в 50–60-х годах по популярности ему не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!».
Звучат попурри из песен Марка Бернеса.
-
Будто бы все стало налаживаться, но на одном из концертов (как оказалось – последнем) ему стало плохо. Он допел до конца, вышел за кулисы и упал. С диагнозом «радикулит» его положили в клинику. А на другой день у Марка Наумовича обнаружили рак легких.
-
В больнице он попросил, чтобы на маленький магнитофон записали песни. «Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было», – сказал Марк Наумович. Он умер 16 августа 1969-го. Утром на панихиде в Доме кино не было ни речей, ни траурных маршей. Бернес отпевал себя сам. Звучали четыре его песни: «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина», «Я люблю тебя, жизнь» и, конечно, «Журавли». Четыре песни повторялись без пауз по кругу… Через два дня должны были подписать указ о присвоении Бернесу звания народного артиста СССР.
Чтец:
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО. Он любил тебя, жизнь
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк! Следите за новой информацией на нашем сайте.