Rock 'n' Roll

Rock ‘n’ Roll, Rockabilly, Ska

Rock ‘n’ Roll

Терминологически, с середины 70-х годов слово «рок-н-ролл», практически, подменяет понятие «рок» и включает в себя почти весь спектр музыкальных стилей, от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриэл и модерна, исключая разве что рэйв и рэп. Характеризуемый самостоятельной выраженной ритмической фигурой, рок-н-ролл представляет собой эволюцию черного ритм-энд-блюза, «адаптированного» под белую аудиторию и исполняемого белыми музыкантами (во времена архаичного блюза, то есть в 20-30-е годы — у черных музыкантов слово «рок-н-ролл» служило эвфемизмом полового акта, поэтому авторство кливлендского диск-жокея Алана Фрида, в начале 50-х годов якобы первым произнесшего «рок-н-ролл», представляется по меньшей мере спорным). Считается, что первыми исполнителями рок-н-ролла были все тот же Элвис Пресли, который, кажется, не пропустил ни одного стиля, кроме «хэви метал», Билл Хэйли и его группа The Comets, Чак Берри и Рэй Чарлз, под влиянием творчества и имиджа которых сформировалось новое поколение музыкантов, художников, поэтов и кинематографистов. В рок-н-ролле доминирующими инструментами стали электрические, а роль лидера прочно захватила электрогитара. Ритм стали задавать контрабас (позже бас-гитара) и ударные, что позволило либо совсем убрать из инструментария духовые, либо перевести их на роль аккомпанирующих и часто необязательных инструментов. Изначально рок-н-ролл был обращен исключительно к молодежной аудитории, что раздражало старшее поколение, которое навесило на музыку ярлык «сатанинской» (не последнюю роль в рок-н-ролле играли и продолжают играть тексты с сексуальными аллюзиями, по мнению многих специалистов, именно такие песни и являются краеугольным камнем рок-н-ролла). В процессе «круговорота поколений» рок-н-ролл отчасти потерял свою бунтарскую сущность и стал, с одной стороны, более наивным, с другой — прагматичным и коммерциализированным. Однако, по сравнению с первыми композициями рок-н-ролла, современные вещи требуют от исполнителей подлинного профессионализма, который часто подменяет собой творческое начало. Как бы там ни было, несмотря на прогнозы скептиков, рок-н-ролл продолжает развиваться, хотя, надо согласиться со скептиками, процесс эволюции стиля значительно замедлился.

Rockabilly

RockabillyРокабилли — это та музыка, из которой Элвис Пресли создал рок-н-ролл, то есть ритмический гибрид кантри (иначе называемого «хиллбилли) и блюза. Таким образом, американские музыковеды склонны считать прародителем рокабилли Сэма Филлипса и его студию Sun в Мемфиссе, где записывались Элвис и другие пионеры рок-н-ролла. Считается, что непременным атрибутом рокабилли являются акустические гитары и контрабас, в отличие от электрических, которые задействованы в рок-н-ролле и ритм-энд-блюзе, а также весьма узкий диапазон в верхнем регистре вокала, где вынуждены совершать свои пируэты певцы. Под классическое рокабилли попадают также Карл Перкинс, ранний Рой Орбисон, Джонни Кэш и Джерри Ли Льюис, хотя все они отдали должное и блюзу. На юге США к категории рокабилли часто относят и ритмически акцентированное кантри, и даже отдельные блюзовые композиции. Во все времена истории рока рокабилли оставалось весьма соблазнительным стилем, в котором пробовали себя очень многие, от Creedence Clearwater Revival до Stray Cats и Элвиса Костелло. В настоящее время наблюдается очередной всплеск интереса к рокабилли, который, к сожалению, не отмечен сколь-нибудь заметными новыми исполнителями — аудитория как правило довольствуется великолепным наследием прошлого.

Ska

SkaСка (ska) — национальная форма ямайской музыки, появившаяся на рубеже 50-60-х годов (краткая справка: живописный остров Ямайка расположен в северной части Карибского моря, в 144 км к югу от Кубы. Столица — Кингстон). Музыка ска родилась в результате экспериментов ямайских джазовых музыкантов, решивших играть нечто вроде американских Rhytm and Blues (R&B) и Rock-n-Roll, которые они слышали по радио. В ска слились воедино афро-кубинские ритмы, экзотический «карибский» саунд, ритм-энд-блюзовая манера интонирования и рок-н-ролльные гармонии, перекрестились хлесткий юмор, социальная проблематика и беззаботный танцевальных дух.

Само слово «ска» означает несколько отрывистый, звонкий саунд, производимый гитарами. Отличительной чертой ска-составов является мощная медная духовая секция, обилие экзотической перкуссии. Очень своеобразна ритмическая основа ска: это четырехдольный ритм с подчеркиванием слабых долей (ударами малого барабана, «акцентами» гитар и т.д.). Фигуры аккомпанемента выстраиваются по принципу «бас-аккорд», что можно описать фонемосочетанием «унца-унца». Бас зачастую играет ровными длительностями по звукам трезвучия. Темп, как правило, — средний, манера исполнения -утрированно свинговая, но вместе с тем весьма «заводная». Ямайские вокалисты зачастую коверкают английские слова, что тоже придает ска-стилю особый аромат. Мелодика нередко несет отпечаток афро-кубинской музыки.

Первыми известными исполнителями ска стали Принс Бастер, Десмонд Деккер, Лорел Эйткен и DANCE HALL CRASHERS. Однако истинным прародителем музыки ска считается ямайская группа THE SKATALITES, состоявшая из джазовых музыкантов мирового класса. И хотя коллектив просуществовал чуть больше года (1964-65), его влияние на мировую музыку огромно. Музыка ска звучала в танцзалах, в клубах, на вечеринках; на Ямайке даже появилась своя студия, записывавшая ска-музыкантов — «Studio One». В 1964-м у ска, начинавшем все больше социализироваться, появилось законнорожденное дитя — рокстэди, которое, в свою очередь, породило Reggae. В середине 60-х музыка ска начала проникать в Европу вместе с ямайскими иммигрантами, ехавшими трудоустраиваться в Англию. В Британии тоже начали появляться лэйблы, ориентированные на ска и Reggae: «Blue Beat», «Melodisc», и конечно, знаменитая фирма «Island Records» (остров, увековеченный в ее названии — это и есть Ямайка).

История поп-музыки знала несколько волн возрождения интереса к музыке ска и Reggae. Первая проявилась в Punk Rock 70-х (THE CLASH). Вторая, гораздо более интенсивная, — в британской «новой волне» конца 70-х — начала 80-х. И, наконец, особенно сильным был интерес к ска со стороны американских нео-панков (Ska-Punk). Хотя и традиционная музыка ска до сих пор не теряет своей привлекательности.

Ключевые артисты и альбомы:

THE SKATALITES «Ska Authentic» (1967)

Prince Buster «Ten Commandments» (1967)

VARIOUS ARTISTS «Ska Club» (1967)

Desmond Dekker «This Is» (1969)

«Pioneer Of Jamaican Music, Vol.1» (2000)

print
logo

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк! Следите за новой информацией на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =