Trance - направление в музыке

Trance

Что такое Trance, история происхождения транс музыки

Транс — это не только физическая часть тела. Транс — информационная скорость «диалога» Человека с Миром, в котором рождается пульс бесконечности, так как именно в ней человек реализует свою «скорость» жизни, неосознанно зная мысль. В трансе восприятие настроено на Масштабность, на энергию, где есть участие транса как многоликости перехода одного действия в другое…

Транс (Trance) — поджанр танцевальной электронной музыки, который возник и активно развивался в 1990-х годах.

Прежде всего транс — это ритм. В этом стиле, сформировавшемся на основе немецкого техно и хардкор начала 90-х, упор делался на короткие синтезаторные партии, бесконечно повторявшиеся на всем протяжении композиций, что действительно повергало слушателя в состояние транса, близкого к религиозному. Несмотря на некоторый упадок интереса к Trance в середине 90-х, он вновь заметно возродился позднее, и к концу десятилетия стал самым популярным стилем танцевальной музыки в мире, потеснив хаус.

Выделяют такие разновидности транса: Acid Trance, Euro Trance, Vocal Trance, Hands Up, Hard trance, Psy trance, Tech Trance…

Trance («транс», «трэнс» — как удобнее) — стиль в электронной музыке, относится к категории стилей с прямым ритмом. К этой группе принадлежат прародители транса — TECHNO и HOUSE. Ибо именно из этих, существующих уже в конце 80-х годов стилей, с развитием индустрии электронных музыкальных инструментов позже были выведены отдельные «подвиды» и обобщены в новый стиль, который в последствии ввиду своей мелодичности и возвышению человека в «состояние, подобное трансу» получил название trance. В нем есть, конечно же, и собственные подстили, ниоткуда не заимствованные (например «гоа»), но пришедшие в электронику с прогрессом электронных музыкальных инструментов, но об этом ниже…

Положено считать, что транс является самым красивым и эмоционально окрашенным стилем в электронной музыке (засчет чего многие называют его «попсовым»), вызывающем при прослушивании самые разные эмоции и ассоциации — от шума моря, планирования в воздухе до космическо-астрального полета. Транс разнообразен, и каждый любитель этой музыки найдет в этом направлении что-то свое. Среди стилей электронной музыки в Западной Европе именно транс к концу 20 века стал одним из самых распространенных и, к сожалению, самых коммерциализированных… Вот на какие интересные англоязычные определения я наткнулся:

Trance = «Technical Research in Acoustic Neural Consciousness Enhancement.»

Trance = «A state in which the soul seems to have passed out of the body into another state of being, or to be rapt into visions; an ecstasy.»

Как стиль Trance начал формироваться в начале 90-х годов вследствие экспериментов с аналоговыми синтезаторами, за основу взяв темп и ритмическую структуру ранней techno-музыки. Также вкладывались коротко засемплированные фразы (яркий пример — Dance 2 Trance — «We Came In Peace»). Одна из идей стиля — развитие эмоционального, возвышающего жанра. Особенность — в композиции обычно присутствует так называемый «break-down» — некоторая пауза, выдержка, при которой отсутствуют ударные инструменты, и которая позволит слушателю сконцентрироваться на мелодии, главной теме композиции, чтобы через короткое время вновь «вернуться» к теме с уже большей интенсивностью звучания. Но такой trance-музыка станет немного позже (см.»progressive trance»). Мелодия и звуки производятся с помощью аналоговых синтезаторов, и одним из главных элементов музыки, с помощью которого создается гамма чувств у слушателя — это струнные инструменты (strings). Басс-линия (bassline) не является сложным элементом, ровно как и ударные — drum-линия состоит из равномерного бита с «петлей» 4/4, производимого с помощью drum-машин.

Создание знаменитого синтезатора Roland TB-303 произвело революцию в электронной музыке, в свое время породив огромное количество электронных композиций. Одной из главных инноваций было создание так называемого «кислотного» звука, используемого чуть ли не в каждой композиции раннего техно (многие называли его ACID). Так, вкупе с идеей нового более мелодичного стиля в начале 90-х появился первый заимствованный от техно стиль — Acid Trance.

Одновременно с распространением электронной музыки техно достигло земель индийского штата Гоа, который в 60-70-е годы был центром хиппи-культуры. В 80-е годы там устраивали open-air вечеринки, совмещая их с занятиями йогой, умеренным использованием легких наркотиков и другими импровизациями. Таким образом, влияние техно породило музыкальную направленность рейвов того времени, проходивших в Индии, удивляя публику особенным музыкальным стилем и танцами, которые называли «Trance Dance». В 1991-94 годах, уже став электронным, стиль стали называть Goa Trance. Распространение и развитие главным образом получил в Израиле последователями индийской гоа-культуры. Пионерами направления являются Goa Gil и Mark Allen.

Также наряду с Goa, в середине 90-х годов получил распространение «темный» вид транса — Deep Trance с элементами Tribal и Dark, несущими некую таинственность и даже спиритуализм, но не получивший большой популярности. А во второй половине 90-х вне родины этой музыки, благодаря технологическому прогрессу в электронных инструментах, создаются «гоа-хиты» с ведущими синтетическими звуками, создавая у человека ощущение астрального полета. Такую музыку стали называть Psychedelic Trance. Есть мнение, что ее авторы пытались создать стиль, способный ввести человека в состояние транса посредством музыки без использования психотропных веществ. Но я полагаю, что этот замысел был успешно провален =). Для настоящих последователей гоа, транс — это не только музыка, но и прежде всего особая духовная культура. (описание)

Отмечу весьма интересное направление, пришедшее в английские клубы с испанского острова Ибица, которое многие наряду с «гоа» считают истинным трансом, которое так и назвали — Ibiza Trance, называемое также Balearic House. Легкое и ненавязчивое звучание, летние пляжные мелодии, транс, лучшим образом годящийся при прослушивании на открытом воздухе, создает впечатление бриза, теплой морской волны и спокойствия. Отмечу две отличные темы: CHICANE — «Offshore», NALIN & KANE — «Beachball». И конечно же, классику: ENERGY 52 — «Cafe Del Mar». Распространение Goa-Trance и Ibiza-Trance в британских клубах и затем по всей Европе принадлежит Полу Окенфолду (Paul Oakenfold) и британской радиостанции BBC Radio 1.

Во второй половине 90-х годов развитие Trance превосходит все мыслимые рамки, завоевывая сердца миллионов людей в Европе. К сожалению этот факт явился фатальным для этой музыки как андерграундного направления. И ниже попробую объяснить почему.

1996 год — апогей развития европейской дискотечной музыки — Eurodance, исполнители которой главным образом из Германии. Главный акцент делался на мелодичность композиции и строгий бит. Структура композиции была проста: куплет-припев-куплет-припев-пауза-2 раза припев. Какая знакомая ассоциация с первоначальной структурой транс-музыки, не правда ли?  Используя за основу жесткий бит, новые сэмплы и красивые фортепианные партии, получает распространение так называемый «Dream House». Наиболее известные темы — ROBERT MILES — «Children», DJ DADO — «Dreaming». Но я не рассматриваю dream-house как подстиль транс-музыки. Возможно кто-то не согласится со мной, но считать это направление трансом, на мой взгляд, ошибочно. Однако я упомянул его неспроста, ибо роль именно этого стиля на всё дальнейшее развитие транса велика.

Примерно к 1997 году происходит постепенный отказ от «кислотной линии» (как основы аналоговых звуков в acid и psy trance), главный акцент теперь делается на мелодии, популярным становится более интенсивное использование акустических элементов, где ведущей становится мелодическая партия, при этом по-прежнему для фона используется базовый для транса фон с участием струнных инструментов. Сама композиция стала использовать вариации с изменениями в наращивании интенсивности звука (так называемая «прогрессивная структура»). Такого рода эксперименты привели к появлению Progressive Trance, в котором элементы «возрастания» темы и «паузы» (брейк-дауны) стали более разнообразными и интенсивными. Транс этого вида некоторые сопоставляют с Progressive House, ибо другой причиной появления слова «progressive» в названии стиля есть идея, что оба жанра по существу входили в категорию стилей под возникшим тогда с руки британских продюсеров коммерческим клеймом «progressive». Но и не стоит отбрасывать версию о «прогрессивной», более новой структуре (см. начало). Качественные релизы тех времен: SALT TANK — «Eugina», TILT — «I Dream», BEDROCK — «Heaven Scent».

Заинтересованность публики не могла не породить коммерческие проекты. Идея продвинуть Progressive Trance оборачивается немедленной коммерциализацией — транс становится настолько востребованным, что чуть ли не каждый продюсер считает своим долгом «отштамповать» хотя бы один «трансовый» хит. Роковой ход… В 1998 году выходит сингл PAUL VAN DYK — «For an Angel». Ошеломительный успех! Облегченная структура, мелодичность звучания, легкое восприятие массами людей порождает отдельный исключительно коммерческий вид транса — Euro Trance. Распространение получил главным образом в Германии. «Хиты» с преимущественно женским вокалом заполнили эфиры всех радиостанций, композиции смело можно было называть песнями. Характерная черта — шаблонность. Одним словом, идея Progressive Trance как андеграундного стиля (если он вообще таковым являлся) была утеряна. Да-да, все «трансовые» хиты, которые мы так часто слышим по радио — все это коммерческий Euro Trance. Даже не знаю — заслуга Paul van Dyk в том, что он продвинул Trance в широкие массы, хорошо это или плохо? Логично предположить, что для многих именно с синглов и выступлений PvD и других диджеев началась дорога к этой музыке, мир «узнал, что такое транс». Но тот ли это транс, которым могла бы гордиться электронная сцена? Думайте сами.

Однако не всё так уж плохо. Загубив идею Progressive Trance жесткой коммерциализацией, где-то к 1999 году диджеи и продюсеры задумались о первоначальном назначении этой музыки (см. начало), и решили «реанимировать» его, посредством видоизменения Eurotrance вновь «вернуться» к progressive. Интересные релизы переходного времени «к новому стилю» — LANGE — «I Believe» и LOST WITNESS — «Happiness Happening». Синтез стиля наиболее правдиво будем называть Uplifting Trance, т.е. «возвышающий». Вокальная линия иногда все еще присутствует, но сильный акцент делается на эмоциональность композиции — красивые мелодические обороты, струнные инструменты создают глубину звука, и в отличие от Eurotrance, где бит мягкий, в Uplifting Trance он более жесткий, с «хлопками» создавая еще большее ощущение глубины, что в большой мере влияет на восприятие этой музыки. Четкая особенность uplift’a — раскрытие самой темы происходит именно в «брейк-дауне» (место в середине композиции, где снижены либо отсутствуют удары и низкочастотные звуки). Во время этой «паузы» слушателю предоставляется возможность понять тему композиции, чтобы через несколько мгновений вернуться и вместе с глубиной мелодии передать слушателю всю гамму эмоций. Красиво? Не спорю. Интересная вокальная работа первого времени — TUKAN — «Light a Rainbow». Возвышающий Uplifting Trance — направление, которое держится на сцене уже более 5 лет. Этот факт говорит о том, что в конце десятилетия транс с первоначальной идеей мог возродиться только в условиях коммерциализации. Жаль…

Продолжение следует…

print
logo

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк! Следите за новой информацией на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − три =