12 апреля 2016 года исполнилось бы 85 лет Леониду Дербенёву, известному и любимому не одним поколением советскому и российскому поэту-песеннику. Леонид Дербенёв при открытии его именной звезды на Площади Звёзд в Москве назван выдающимся поэтом-песенником ХХ века. Поэт был членом союза кинематографистов России (СССР). Среди земляков, которыми по праву гордятся владимирцы, — Леонид Петрович Дербенёв
Леонид Дербенёв родился в Москве 12 апреля 1931 года. Предки Дербеневых по отцовской линии несколько столетий проживали на Владимиро-Суздальской земле. Отец Леонида Петровича Петр Александрович в 20-х годах прошлого века уехал из родной деревни Улово в город Москву, где получил образование инженера-строителя. В Москве женился. 12 апреля 1931 года в семье родился мальчик Лёня, будущий поэт.
Во время Великой Отечественной войны Леонид проживал в селе Улово Владимирской области, откуда позднее переехал в Москву вместе с семьёй своего деда.
Дебютом поэта стала публикация стихов во Всесоюзной газете «Пионерская правда». Автор тогда учился в седьмом классе средней школы.
В 50-
В 1954 году окончил Московский юридический институт, после чего работал юристом в различных организациях, параллельно писал стихи, некоторые из них печатались в «Комсомольской правде», «Известиях», «Московском комсомольце» и других периодических изданиях. Переводил поэзию народов СССР.
С 1959 года Дербенёв уходит на творческую работу, пишет песни, в 1960-е нередко выступает в роли переводчика западных шлягеров («Прощай, моряк» и «Луна» Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо и др.).
В 70-
Будучи зрелым человеком, обретя веру в Бога, в стихах поэта появляется новая тема — тема духовности (песни «Молитва», «Потерянная страна’, «Монастырь на холме»). Ностальгия, неразрывность связи с землей предков заставила Леонида Петровича начать строительство дома в Улово.
22 июня 1995 года поэта не стало. Вдова Вера Ивановна осуществила мечту мужа — «родовое гнездо» в деревне Улово построено!
За свою творческую деятельность поэт написал более 2000 стихотворений. Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не был бы знаком с его творчеством, ведь его стихи стали основой для сотен песен, достаточно вспомнить некоторые из них: «Есть только миг», «Всё могут короли», «Остров Невезения», «Гадалка», «Куда уходит детство», «Три белых коня», «Городские цветы» и многие другие. Которые исполняли А. Пугачёва, Л. Лещенко, М. Распутина, Д. Билан, С. Ротару, Ф. Киркоров, А.Миронов, Ю. Никулин, М. Боярский и др.
Известность поэту принесли песни «Лучший город земли», «Остров невезения», «А нам всё равно» («Песня про зайцев» из кинофильма «Бриллиантовая рука»). В течение всей творческой жизни Л. Дербенёва вышло около сорока пластинок с записями его песен. В его творчестве ярко выражена лирическая направленность. Поэт много и плодотворно работал в кино. Всем известны песни к фильмам: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «20 лет спустя», «Ах, водевиль, водевиль», «Иван Васильевич меняет профессию».
Он, несмотря на свою известность, не был человеком «тусовки». Скорее, был нелюдимом. Общался по делу и с теми, кого любил и уважал. С незнакомыми людьми был не слишком приветлив и даже колок. Встретить его на каких либо светских раутах, где под телекамерами так любит мелькать весь наш шоубиз, Леонида Петровича, было практически, невозможно.
Он сотрудничал с известными советскими композиторами: Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Вячеславом Добрыниным, Юрием Антоновым, Максимом Дунаевским, Юрием Чернавским и многими другими. В последние годы жизни его привлекало и приносило очень удачные результаты сотрудничество с молодыми композиторами — Игорем Матетой, Александром Лукьяновым, Виталием Окороковым.
Автор текстов популярных песен, входивших в репертуар звёзд советской, а впоследствии и российской эстрады, Муслима Магомаева («Лучший город Земли»), Валерия Ободзинского («Колдовство», «Мираж»), Льва Лещенко («Прощай», «Родная земля»), Аллы Пугачёвой («Этот мир», «Песенка про меня», «Всё могут короли», «Ты на свете есть», «Робинзон», «Белая дверь», «Бессонница»), Маши Распутиной («Гималаи», «Городская сумасшедшая», «Я и ты», «Кружит музыка», «Я родилась в Сибири», «Ты любовь моя не первая», «Живи, страна!», «Ой, мама, ой», «Я была на Венере»), Жанны Рождественской («Гадалка», «Подойду я к зеркалу»), Ксении Георгиади («Ищу тебя»), Яака Йоалы («Любовь нас выбирает»), Тыниса Мяги («Сердце не спит»), Валерия Леонтьева («Там, в сентябре»), Михаила Боярского («Всё пройдёт», «Городские цветы», «Робинзон» (В. Добрынин), «Сяду в скорый поезд»), Николая Караченцова («Кленовый лист»), Сергея Беликова («Снится мне деревня»), Филиппа Киркорова («Атлантида», «Ты, ты, ты», «Небо и земля», «Днём и ночью»), Владимира Преснякова-младшего («Зурбаган», «Ты скажи»), Татьяны Марковой («Твои глаза») и других исполнителей, ВИА «Весёлые ребята» («Если любишь ты», «Ни минуты покоя», «Не волнуйтесь, тётя»), «Самоцветы» («Всё, что в жизни есть у меня», «Я люблю этот мир»), «Цветы» («Больше жизни»), «Поющие сердца» («Кто тебе сказал?»), «Лейся, песня» («Где же ты была?»), «Ариэль» («На острове Буяне»), рок-групп «Земляне» («Прости,Земля», «А жизнь идёт», «Цепочка», «День рождения Земли») и «Рондо» («Надувной корабль»).
Наверное, благодаря этим и еще десяткам других его произведений, люди до сих ценят эти песни за то, что они позволяют окончательно не потерять нравственные и вкусовые ориентиры среди потока поделок уровня «стасомихайловских шедевров»
Сотрудничавший с Дербенёвым композитор Сергей Дьячков утверждал: «Мне даже кажется, что у Дербенёва техника была как у Пушкина. Такая быстрота мышления, что он находил в конце концов нужный вариант. Это была фантастика».
Со вторым из двух главных своих соавторов, Вячеславом Добрыниным, Дербенёв написал в 1970-е годы много замечательных песен для различных ВИА (в конце 1980-х их совместные песни Добрынин начал исполнять и сам). В 1970-е наряду с многочисленными соавторами-композиторами у Дербенёва был и соавтор-поэт — Игорь Шаферан.
Последний проект Леонида Дербенёва — певица из США Сюзанна Тэппер, с которой был записан альбом на музыку М. Дунаевского «Пересаженное сердце».
Песни Леонида Дербенева распевала вся огромная страна от Львова до Курил, а вот Союз советских писателей, под завязку набитый национальными «пысьменныками» различного пошиба, так и не снизошел до того, чтобы принять его в свои ряды. Как, впрочем, и Высоцкого, многих других, как показало время, настоящих поэтов. А оно – главный судья. И только время умеет беспристрастно отделять зерна от плевел. Тех самых, что, благодаря закулисным усилиям, промоушеном, по-нынешнему говоря, бесконечно долбят в наши головы из всех звукопроизводящих приборов. Наверное, особая ценность и значимость поэта, который пишет песни в том, что его слова, становясь крылатыми, не только звучат из уст певцов, песни эти можно назвать директивами жизни. При условии, что они освящены настоящим, большим талантом. Таким, каким был наделен Леонид Дербенев. И он сполна отработал этот божий дар. Оставил нам песни, ставшие знаковыми.
«Тень разрывая, день новый встает,
И для меня нет другого ответа:
Ради меня время пущено в ход
И существует Вселенная эта.
Пусть возражает унылый педант
И всевозможными фактами вертит,
Я никому ни за что не отдам
Мой ослепительный шанс на бессмертье.»
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк! Следите за новой информацией на нашем сайте.